Понятие умственной активности включает в себя способность к запоминанию, анализу, структурированию данных, а также применению информации в разных ситуациях, в том числе — в условиях ограничения времени. Проще говоря, человек с высокой умственной активностью лучше и больше запоминает, быстрее проводит аналогии, выделяет главные мысли в объемных текстах и способен быстро применить все имеющиеся знания, а также сделать выводы на основании ранее полученного опыта или предоставленных данных, что обеспечивает конкурентные преимущества и в карьере, и в жизни.
Почему снижается умственная активность?
Врожденные данные умственной активности могут незначительно влиять на развитие человека, а вот процесс обучения очень заметно увеличивает способности к анализу и синтезу, а также развивает память. В детстве люди учатся очень быстро, усваивая огромные массивы информации, свой и чужой опыт, получая данные от родных и незнакомцев, экспериментируя и наблюдая. К моменту поступления в школу у ребенка уже есть большой запас информации, и дальнейшее обучение направлено на развитие аналитических способностей и параллельно — на тренировку памяти. Активное обучение продолжается в ВУЗе, затем в первые месяцы на работе, а потом наступает пауза — основные навыки получены и усвоены, большая часть действий, обеспечивающих привычный образ жизни, выполняется автоматически, а знания и навыки, которые не используются активно, начинают постепенно стираться из памяти — за ненадобностью.
Вторая причина, по которой умственная активность начинает снижаться, кроется в образе жизни:
- курение, алкоголь;
- недосыпание и отсутствие режима сна;
- отсутствие физической активности;
- уменьшение доли живого общения;
- неправильно составленный рацион питания;
- стрессовая обстановка
Все эти факторы приводят к снижению когнитивных способностей и постепенному разрушению нейронных связей. Более того, некоторые вредные привычки приводят к органическим повреждениям мозга, что, в свою очередь, заметно снижает умственную активность.
Сохранить и приумножить
Восстановить показатели умственной активности на уровне старшей школы и ВУЗа вполне реально, даже имея длительный перерыв в обучении и большой список негативных факторов, -достаточно иметь мотивацию к началу и самодисциплину для продолжения работы над собой. И первое, что поможет в улучшении умственной активности — учеба. Не важно, чему именно обучаться: можно выучить иностранный язык или разобраться в истории живописи, научиться лепить или вышивать, заняться спортом и разобраться в тонкостях психологического тренинга, освоить новую профессию или получить дополнительное образование.
Важно заниматься регулярно, постараться минимизировать влияние вредных факторов и не забывать про отдых. Вначале работа над собой будет сложной и утомительной, ведь мозг привык тратить минимум усилий. Сочетание постоянного саморазвития, режима труда и отдыха и препаратов, улучшающих работу мозга на органическом уровне, позволяет быстро достигать заметных результатов в новой сфере деятельности, что обеспечивает повышение мотивации к освоению новых навыков. В результате уровень умственной активности постоянно увеличивается, что не только способствует повышению работоспособности, но и защищает от возрастных дегенеративных изменений.